Цель артикуляционной гимнастики: выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных фонем.
Статические подготовительные упражнения:
1.«Птенчики». Широко открывать и закрывать рот под счёт до 10.
2.«Улыбка». Растянуть губы в улыбке, зубы сжаты «заборчиком». Удержать под счёт до 10.
3.«Хоботок». Вытянуть губы хоботком. Следить, чтобы «хоботок» был широким и округлым. Удержать под счёт до 10.
4.Чередование «Улыбки» и «Хоботка» под счёт до 10.
5.«Пошлёпаем язычок». Положить расслабленный язык на нижнюю губу, пошлёпать его губами: пя-пя-пя…
6.«Лопаточка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить. чтобы язык не дрожал. Удерживать под счёт до 10-ти.
7. «Оладушек». Сблизить зубы, высовывать язык между зубами изо рта. 5-10 раз.
8. «Блинчик». Положить спокойный широкий язычок за нижними зубками. Удержать под счет 10.
9.«Чашечка». Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Боковые края языка слегка загнуты кверху. Удерживать язык в таком положении под счёт до 10-ти.
10.«Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперёд, напрячь его, сделать узким. Удерживать под счёт до 10-ти.
11.Чередование «Лопаты» и «Иголочки» под счёт до 10-ти.
12.Чередование «Лопаты» и «Чашечки» под счёт до 10-ти.
13.«Горка». Рот приоткрыть. Боковые края прижать к верхним боковым зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать под счёт до 10-ти.
14.«Трубочка». Высунуть широкий язык. Боковые края
загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе
10-15 раз.
Динамические подготовительные упражнения
1.«Часики». Высунуть узкий язык. Тянуться попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в другой угол в медленном темпе. под счёт. Выполнять 15 -20 раз.
2.«Почистим зубки». Кончиком языка «чистить» сначала верхние зубы, затем – нижние: каждый зуб сверху вниз, затем верхний ряд – одним движением слева направо и нижний ряд так же. Выполнять 4 - 5 раз.
3.«Лошадка». Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Щёлкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Выполнять 10 – 15 раз.
4.«Грибок». Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Выполнять 15 раз. Язык от нёба не отрывать.
5.«Гармошка». Присосать язык к нёбу и, не отрывая его, открывать и закрывать челюсти. При этом растягивается подъязычная связка. Выполнять 10 раз.
6.«Качели». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение выполняется под счёт до 15 раз. Затем учим ребёнка поднимать и опускать язык за зубами, рот при этом открыт.
7.«Вкусное варенье». Высунуть широкий язык, облизнуть им верхнюю губу сверху вниз и убрать язык в глубь рта. Повторить 15 раз.
8.«Индюк». Водить широким языком по верхней губе вперёд – назад, с голосом.
9.«Змейка». Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперёд, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперёд и убирать в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 10 – 15 раз. Рот в это время открыт.
10.«Маляр». Рот открыть. Кончиком языка «покрасить потолок» (нёбо) вперёд – назад, влево – вправо, под счёт до 10.
11.«Приклей конфетку». Положить на кончик языка кусочек ириски. Ребёнок должен приклеить её за верхние зубы.
12.«Катушка». Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать в глубь рта. Выполнить 15 раз.
13.«Пароход гудит». Прижать широкий кончик язычка за верхние зубы, произносить при этом: «Ы-ы-ы…». Выполнять в течение 15 секунд 10 раз.
14.«Моторчик». Положить расслабленный язык на нижнюю губу, прижать слегка верхней губой и подуть на кончик языка с голосом. Язык начинает дрожать. Выполнять 10 раз по 5-7 секунд.
15.«Барабан». Стучать кончиком языка Зв верхними зубами, произнося при этом: «Д-д-д…».
Рот открыт, челюсть неподвижна. Выполнять 10 раз по 7 – 10 секунд.
Упражнения, способствующие
выработке направленной воздушной струи
1.«Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперёд узким
«хоботком» и длительно дуть на ватный шарик, лежащий перед ребёнком, загоняя
его между двумя кубиками.
2.«Кто дальше загонит мяч?». Улыбнуться, положить
широкий язык на нижнюю губу и сдуть через кончик языка ватку к краю стола
(воздушная струя течёт посредине языка).
3.«Фокус». Положить широкий язык на верхнюю губу и
сдуть через середину языка ватку с носа вверх. Выполнять 10 - 15 раз.
Все упражнения выполнять ежедневно, 2 – 3 раза в
день, вместе со взрослым, перед зеркалом!
Успехов Вам!