Светлана Григорьевна Станкова
музыкальный работник

Как помочь развить музыкальное восприятие детей дошкольного возраста

Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. В наше время стоит проблема воспитания слушателя, способного отличить подлинную красоту высокого искусства от дешевой, низкопробной подделки. Воспитание слушателя должно начинаться уже в дошкольном детстве, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости. В дошкольном детстве, на начальном этапе развития музыкального восприятия, ребенку нужно помочь услышать и понять музыку, войти в мир ее сложных образов.

Я в своей практике много сталкиваюсь с тем, что ребёнок дошкольного возраста не готов воспринимать крупные музыкальные произведения. Ему многое непонятно, поскольку его слух не подготовлен для восприятия музыкальных произведений. Для ребёнка достаточно сложно выслушивать до конца музыкальные произведения, особенно которые звучат большую продолжительность. Ребёнок теряет интерес начинает невольно отвлекаться, и соответственно пропускает главную идею, мысль произведения.  После нескольких неуспешно проведенных занятий я сделала вывод что необходимо разнообразить и дополнить эффективными приёмами активизации восприятия. Все чаще  педагоги пользуются современными технологиями, в том числе и компьютерными, используют современные музыкальные инструменты, такие как синтезатор. При помощи синтезатора, можно не только сочинять и аранжировывать детские песни, но и активно пользоваться на музыкальных занятиях, и использовать как приём развития тембрового слуха.

В нашем МДОУ № 165 я использую такую форму организации развития восприятия как «Музыкальная гостиная». В условиях «Музыкальной гостиной» мы с детьми занимаемся слушанием музыки. И я, изучив, проанализировав, отобрав отдельные методы и приёмы помогающие в развитии музыкального восприятия использую их на занятиях с детьми. Однажды, заметив у детей неподдельный интерес к синтезатору, я решила рассказать детям о нем. О возможностях инструмента. И нашла ещё один приём помогающий в знакомстве с различными инструментами оркестра – это проигрывание одним из голосов (например - скрипки) знакомой песни. Детям предлагается описать звучание голоса инструмента на что он похож, затем при помощи пантомимики показать как играют на таком инструменте. Позднее, после изучения 5 инструментов я провела викторину и  проверила знания детей об инструментах. Выдала карточки с изображением музыкальных инструментов каждому, проигрывала на синтезаторе одним из голосов знакомую мелодию и дети на карточках показывали, что за инструмент сейчас звучит. Затем усложнила задание, дала прослушать произведения оркестра и задала вопрос: «Какие инструменты вы слышите?» и дети при помощи карточек у себя выкладывают карточки с изображениями инструментов звучащих в произведении. После поведенных занятий я увидела динамику роста, у детей в развитии  музыкального восприятия. Они стали более внимательными, начали прислушиваться к музыкальным произведениям. Мы много стали говорить о тембрах, интонации  инструментов. Дети стали узнавать знакомые инструменты, называть их, рассказывать и показывать с помощью пантомимики как играют на инструментах.

Но это далеко не всё чем мы занимаемся  с детьми в  «Музыкальной гостиной», также я широко использую приём - оркестровки музыкальных произведений. Приём оркестровки побуждает детей внимательно вслушиваться в музыку, чтобы соотнести имеющиеся у них представления о выразительных и изобразительных возможностях тембров детских музыкальных инструментов с её звучанием. Также использую приём пластического интонирования. Этот приём помогает детям правильно воспринимать высокие и низкие звуки, понять, как движется мелодия и лучше её запомнить. Приём контрастного сопоставления музыкальных произведений позволяет в проблемной форме показать музыкальные произведения, обостряет слуховое внимание, заинтересовывает детей. А приём цвет – настроение, позволяет детям применять новое слово и в игровой форме высказываться о характере музыки. Кроме того, он помогает выявить реакции детей на музыку, закрепить предоставления о её характере. Объединение различных видов искусства (музыка, поэзия, живопись) всегда желательно, и этот приём очень нравится детям. Важно только  точно и тонко подбирать произведения для сравнения. Чаще всего используется чтение стихотворений или показ репродукций картин, иллюстраций, близких по настроению исполняемой музыке. Это далеко не все приёмы помогающие в активизации восприятия детьми, которые мы используем. Их значительно больше, это лишь малая часть.

Благодаря такой форме как «Музыкальная гостиная», стало гораздо легче заниматься с детьми на музыкальных занятиях. Когда разучиваешь песню, дети прислушиваются к интонациям в песне. Даже иногда придумывают, какой голос из инструментов может исполнить эту песню. Когда разучиваешь танец, предварительно прослушиваем музыку, и здесь дети начинают слышать, каждую фразу, отдельные аккорды. Обращают внимания сами, без наводящих вопросов, какой характер, какое настроение в музыке, и с каким характером необходимо передавать образ в танце.

Мы стали выступать на различных фестивалях, и дети показывают себя как эмоциональные, музыкальные, пластичные в музыкальном отношении артисты. Действительно, правильное развитие музыкального восприятия, и приёмы, благодаря которым легко и интересно развивать у детей музыкальное восприятие влияют на музыкальное развитие детей.

А совсем недавно мы с детьми и их родителями начали посещать театры, и как интересно было слышать впечатление детей, которыми они делились с родителями. Рассказывали о том, какие инструменты звучали, как на них играют, какой характер и настроение в произведениях исполняемыми оркестром.

Наш садик
Сотрудники
Правила
Дополнительное
образование
Наши победы

Кабинеты специалистов:

       - Музыкальный зал
       - Уголок логопеда
       - Комната психолога
       - ИЗО-студия
       - Медкабинет
 

Документы
Как подготовить ребенка к садику
Жизнь в профессии
 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников №165.
Екатеринбург, ул. Индустрии, д. 51. Тел.: 325-33-03

Сайт создан в системе uCoz